07. 12. 2018

«Журналистика в Украине умирает»

Социолог, инвестор и журналист — об ответственности медиа перед обществом

Текст: The Screen

Накануне начала избирательной президентской кампании в столице прошла медиа — дискуссия «#informed_public: Свідомий вибір = відповідальність медіа». Ряд известных спикеров обсуждали ответственность медиа перед обществом и говорили о будущем. Записали самые интересные выступления этого форума.

 

«Будут голосовать за «хорошу людину»

Ирина Бекешкина, директор фонда «Демократические инициативы»

— Если говорить об общих тенденциях нынешнего года, это пессимизм и разочарование. По данным ряда соцопросов, 52 процента опрошенных уверены, что на протяжении следующего года изменений к лучшему в стране не будет. Почему у людей негативные оценки происходящего и откуда люди вообще черпают информацию о происходящем? Из средств массовой информации. Что касается доверия , оно в этом году, по данным соцопросов, упало ко всему — в том числе и к средствам массовой информации.

Падение доверия к Президенту, парламенту, правительству — самое высокое с 1994 года. Падение доверия к медиа — 10% за один только год, сейчас медиа доверяют 18% населения.

На 10 процентов упало, в частности, доверие к церкви и волонтёрам. Что произошло с церковью и волонтёрами за этот год? Эти цифры говорят о том, что общество теряет доверие ко всему.

2/3 населения считают, что Украине необходимы новые политические лидеры. При этом лишь 25 процентов опрошенных видят таких лидеров в стране.

По данным социологов, на вопрос, чем должны отличаться эти новые лидеры, 54% ответили «не коррумпированностью». А где «профессионализм»? Он где-то внизу списка. Что это значит? Это означает, что будут голосовать за «хорошу людину». Это голосование «желудком и сердцем».

При этом определяющей здесь является роль СМИ, ведь от их политики подачи информации зависит, выберут в условиях войны и слабых институтов украинцы менеджера или того, кто хорошо говорит. Но даже владельцам телеканалов, то есть олигархам, следует понимать, что, достигнув краткосрочных целей, они могут потерять страну. Им не выгодны разочарованные люди, потому что они сбегут из страны, а кто останется? Им выгодны активные люди. Пусть изменят бизнес-модель: пусть прибыль будет 20%, а не 100%, но будет с кем работать.

Надо всем нам учитывать, что СМИ сегодня являются равноправным участником выборов, хоть они никуда и не избираются. Какой будет избирательная компания во многом зависит от медиа. И это особенно небезопасно в условиях войны, в тех условиях, в которых находится страна.

«Я был поражен суммами рынка «джинсы»»

Томаш Фиала, исполнительный директор Dragon Capital, инвестор, издатель журнала «Новое время» и сайта nv.ua

— Мы инвестируем в медиа в Украине 4,5 года. Начали с планов инвестировать порядка 3 миллионов долларов. Тогда же мы запустили журнал «Новое время» и сайт nv.ua. Почему мы это сделали? После Революции достоинства мы полагали, что как медиа несём ответственность за то, чтобы не допустить повторения ситуации 2013 года, которая привела к революции. Мы считаем, что без независимых медиа невозможно строить в стране демократию. А без демократии нельзя развивать экономику. Нет в мире таких стран, которые были бы экономически успешными без развитой демократии.

У нас было доверие к Виталию Сычу (главред журнала «Новое время»- ред.), сами мы тот проект не начинали бы. Мы хотели выкупить ту медиагруппу из которой Виталий ушел ранее (УМХ — Ред.). Мы посчитали, что Курченко и Януковичу этот медиаресурс не понадобится. Но оказалось, что медиагруппа и до сих пор им нужна. Потому решили сделать проект с нуля. Мы довольны результатами работы проекта, к сожалению, не финансовыми пока, но решили укрупнить эту инвестицию и год назад купили радиостанцию и перезапустили под новым брендом.

Ранее ее бизнес-моделью был заработок на «джинсе» и на выборах. Я был поражен объемами «черных денег», которые проходили здесь. Причем это был кэш, наличные. 90% персонала пришлось изменить, потому что люди не были готовы работать без «джинсы». В целом Украина — единственная страна, которую я знаю, где медиа очень сильно влияют на политику и монетизируются политикой.

Те, кто хочет пробиться во власть в Украине, готовы тратить огромные деньги за присутствие в медиа.

Сегодня суммарно наша инвестиция в медиа превысила 10 миллионов долларов.

Мы часто в нашем бизнесе пересекаемся с правоохранительными органами. И мы знаем, что когда они хотят что-то сделать или чему-то помешать, они это сделают. Придут, заберут компьютеры, могут закрыть бизнес открыть уголовные дела — все это делается без проблем.

«Разум нас покидает»

Юлия Мостовая, главный редактор издания «Зеркало недели»

— Речь сейчас идёт не только о конкретных выборах, если говорить о мировом контексте, речь идёт о том, останется ли вообще такая профессия как журналистика. Журналистика в Украине просто исчезает. Ответственная, качественная журналистика, независимо от жанра. Это поле, где работают люди, которые сохранили верность профессии, сокращается под давлением агрегаторов, экономических причин, социальных сетей. «Бурьян» просто забивает голос качественных журналистов, экспертов. Разум покидает нас. Кто-то пишет в Фейсбуке «путину пипец» — и у него 45 тысяч перепостов. Но мы должны помнить, что выживание независимых журналистов — это важное условие для развития общества. Мы должны предлагать рынку то, что можем делать.

При этом давайте говорить правду: экономических оснований для выживания средств массовой информации в Украине открытым и честным путем на сегодняшний день не существует. Это я утверждаю ответственно. Экономика в том состоянии, когда она не продуцирует того количества рекламы услуг и товаров, которое необходимо для выживания медиа.

От 18 до 78 процентов СМИ знают о том, что ставят «чернуху». Даже не джинсу, а именно «чернуху». И все равно её размещают. Это стыд. Нам всем в будущем необходимо будет думать о том, как от всего этого избавиться.

 

Подпишись на рассылку и будь в курсе!

Самое интересное за неделю

Подпишись на рассылку и будь в курсе!

Самое интересное за неделю