09. 06. 2021

Апатия свидетеля и удары током

Что говорят о нас знаменитые психологические эксперименты

Текст: The Report

ХХ век оказался расцветом поведенческой психологии. Многие исследователи раскрыли новые грани человеческой сущности, наши мотивации в тех или иных ситуациях. Психологи изощрялись на славу, благо с идеями для исследований проблем не было. The Report собрал несколько самых нашумевших поведенческих экспериментов и вспомнил, что они выявили.

l

Эффект совместного действия

Обнаружил американский психолог Норман Триплет в 1898 году.

Условия эксперимента: Дети получают задание — намотать определенное количество рыболовной лески на катушку. У всех детей одинаковое количество лески. При этом дети разбиты на две группы. В первой группе каждый ребенок выполняет задание в одиночку, не видя других детей. Во второй группе дети попарно могут видеть друг друга, а также то, кто с какой скоростью справляется с заданием.

Результат эксперимента: Дети из второй группы справлялись с наматыванием лески на катушку быстрее, чем дети из первой группы. Норман Триплет и его последователи назвали это эффектом совместного действия, при котором повышенная производительность при решении определенной задачи достигается простым присутствием других, выполняющих ту же задачу. Это связано с тем, что даже если нет прямой конкуренции или соревнования, мы видим, как другой человек выполняет ту же задачу, и все равно хотим быть лучше.

Где еще проявляется: Например, в университетской библиотеке. Мы ходим туда не только за тишиной и книгами, но и за рабочим настроем. Когда мы видим, как над своими эссе, презентациями и исследовательскими проектами работают другие, нам самим проще втянуться в работу и работать более продуктивно.

***

Эффект аудитории

Эффект обнаружил американский психолог Джон Дэшил в серии экспериментов 1932-1935 годов.

Условия эксперимента: Человек получает задание —последовательно решить в уме несколько простых примеров на умножение. Ответы нужно озвучивать вслух. При правильном ответе испытуемый получает следующий пример. В первой группе в комнате с испытуемым нет никого, кроме экспериментатора. Во второй группе, помимо экспериментатора, в комнате присутствуют еще несколько незнакомых испытуемому людей, которые пассивно слушают, как испытуемый отвечает экспериментатору.

Результат эксперимента: Как и в случае детей, наматывавших леску на катушку, люди, умножавшие числа в присутствии других, справлялись с этим быстрее и лучше. Развивая идеи Триплета, Дэшил делает вывод, что поддерживать человека может не только аналогичная деятельность человека рядом, но и просто пассивные зрители, наблюдающие за процессом. В этом случае у нас не запускается внутренний дух соревновательности, зато срабатывает стремление показать себя лучше в присутствие других.

Где еще проявляется: Например, в соблюдении нами норм публичного этикета. Когда нас видят другие, особенно незнакомые нам люди, мы стараемся быть вежливее, аккуратнее и внимательнее.

***

Апатия свидетеля

Обнаружили американские социальные психологи Джон Дарли и Бибб Латане в 1968 году.

Условия эксперимента: Американка Китти Дженовезе была убита в одном из районов Нью-Йорка днем, на хорошо освещенной улице, в присутствии 38 свидетелей, не попытавшихся ни остановить, ни задержать преступника. Этот случай побудил Дарли и Латтане провести серию экспериментов. В наиболее типичном и часто воспроизводимом из них психологи создавали ситуацию, когда рядом с испытуемыми девушке якобы становилось плохо, и наблюдали за реакцией, будут ли испытуемые предпринимать какие-либо действия или нет.

Результат эксперимента: В случае, когда испытуемый был один и видел, что девушке стало плохо, 70% участников звали на помощь или пытались помочь девушке самостоятельно. В случае, когда в комнате, помимо испытуемого, было еще несколько человек, только 40% предлагали девушке помощь. Психологи назвали этот эффект апатией свидетеля, объяснив его возникновение действием двух механизмов. Первый — избегание ответственности. Чрезвычайная ситуация «неудобна» человеку, и он хочет делегировать роль действующего лица кому-то другому, если тот есть рядом. Второй — множественное невежество. Когда окружающие люди не совершают, казалось бы, очевидного действия, свидетель может ошибочно считать, что остальные знают что-то, чего не знает он, и потому бездействуют.

Где еще проявляется: Везде, где вы испытываете дискомфорт и желание проигнорировать или поскорее отвести глаза от проблем окружающих — бездомных, просящих милостыню, мигрантов, которых досматривает полицейский на входе в метро.

***

Подчинение авторитету

Обнаружил американский социальный психолог и педагог Стэнли Милгрэм в серии экспериментов в 1963 году.

Условия эксперимента: В эксперименте участвуют трое: «учитель», «ученик» и экспериментатор, одетый в белый лабораторный халат. Задача учителя — называть ученику пары слов, который тот должен запоминать и затем воспроизводить. За каждую ошибку учитель наказывает ученика разрядом тока. Для этого учитель с экспериментатором сидят в отдельной от ученика комнате перед большим прибором, позволяющим «отправлять» присоединенному электродами ученику разряды. С каждой ошибкой разряд становится на 15 вольт больше. На панели перед учителем размещены 30 переключателей — от 15 до 450 вольт. Группы переключателей подписаны словами — от «слабый удар», «средний удар» до «труднопереносимый удар» и «XXX».

Участников приглашали пройти эксперимент якобы для того, чтобы проверить влияние боли на память. На самом деле задачей эксперимента было проверить, на каком уровне электрического разряда остановится учитель. При этом роли учителя и ученика распределялись между пришедшими на эксперимент как будто бы случайно. На деле, испытуемому всегда доставалась роль учителя, а ученика играл актер. Как только учитель доходил до значения 300 вольт, от ученика в соседней комнате явно доносились звуки, говорящие о том, что ему больно и он хочет отказаться от участия в эксперименте. Если учитель положительно реагировал на эти просьбы, то экспериментатор произносил одну из четырех заготовленных фраз, например: «продолжайте» или «эксперимент требует, чтобы вы продолжили». Если учитель отказывался после произнесения последней — четвертой — фразы, то эксперимент прерывался. На напряжении в 330 вольт от ученика переставали поступать какие-либо ответы и сигналы — стуки в стену, крики и т.д. Но экспериментатор просил трактовать отсутствие в течение 5-10 секунд ответа как неправильный ответ и продолжать эксперимент.

Результат эксперимента: 65% испытуемых доходили до конца, то есть отправляли заряды в 450 вольт ученику, который перестал отвечать и даже стучать в стену задолго до этого. Чуть более 20% отказывались продолжать между 330 и 450 вольтами. И только 12,5% останавливались на первом сигнале о непереносимой боли от ученика — разряде в 300 вольт. Психологи объясняют такую жестокость испытуемых действием двух механизмов. Первый — уже упомянутое в эксперименте Дарли и Латтане избегание ответственности. Но тогда испытуемому было бы проще выйти из эксперимента или попросить экспериментатора продолжить самому. Поэтому здесь важнее действие второго механизма — подчинение авторитету, которое достигается через восприятие человеком себя как инструмента в руках «профессионала». Экспериментатор, всевозможным образом изображая серьезность и «нормальность» момента (белый лабораторный халат, фиксация записей реакции «ученика», управление сложным электрическим пультом), как бы снимает ответственность за происходящее с испытуемого. А тот, не сопротивляясь, ее отдает.

Где еще проявляется: Милгрэм задумал этот эксперимент в попытках объяснить трансформации немецкого общества во время господства идеологии фашизма. Его гипотеза фактически подтвердилась: большинство простых немцев нормализовали для себя преступления нацистского режима, потому что обезличивали себя, перенося ответственность на государство и принимавшиеся нацистским правительством законы. Социолог и моральный философ Ханна Арендт писала об этом же эффекте в книге «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме», где приводила слова Адольфа Эйхмана, заведующего отделом Гестапо, который объяснял свои действия тем, что он просто делал свою работу и подчинялся закону.

По материалам медиа.

Фото : unsplash

Подпишись на рассылку и будь в курсе!

Самое интересное за неделю



Подпишись на рассылку и будь в курсе!

Самое интересное за неделю